По словам авторитетного детского психолога Людмилы Петрановской, «разворачивается» от своей семьи лицом к большому миру. Наша неспокойная жизнь и требования современной школы заставляют некоторых напуганных родителей начинать готовить свое чадо к школе чуть ли не с 2-3 лет, посещая с ним развивающие центры, педагогов и репетиторов, дабы к 1 классу ребенок читал и считал.
Готовность к школе – это сложное комплексное понятие, включает физиологическую и психологическую готовность, хоть это больше условное разделение, ведь организм человека – это единая сложная цельная система, в которой все взаимосвязано. Так в соматически здоровом и крепком теле больше сил и выносливости для выполнения сложных задач.
Остановимся подробнее на психологической готовности ребенка к школе. А это готовность и умение:
- подчиняться общим правилам,
- действовать по заданному алгоритму,
- выполнять поставленные задачи и признавать ошибки,
- делать то, что необходимо, а не то, что хочется,
- сидеть по 35-40 минут на месте, слушать и не перебивать,
- быть самостоятельным,
- контролировать свое поведение,
- входить в отношения с наставником, признавая его авторитет,
- быть толерантным,
- уметь общаться в большом коллективе разных детей.
Как вам? И этот еще неполный перечень требований ложится на плечики 7-летнего ребенка! Кстати, считаю, что на момент поступления в школу ему должно исполниться 7 лет, именно по этим причинам. Все это называется эмоциональной, социальной, волевой, мотивационной и т. д. зрелостью. И мы имеем в виду, что ребенок интеллектуально здоров.
Что необходимо, чтобы ребенок «созрел» к школе?
Одно из важнейших условий – позволить ребенку развиваться согласно возрастным и физиологическим потребностям. И это задача родителей – быть внимательным к сильным и слабым сторонам своего ребенка, зоне его интересов, дать ребенку «наиграться».
На это мне хочется обратить внимание родителей, так как многие недооценивают детскую игру – спонтанную, ролевую, ту, которую выбирает сам ребенок. А ведь игра – это и есть основная деятельность ребенка в возрасте от 3 до 7 лет. Именно в игре он учится общению, соблюдению правил, толерантности, уважению чужих границ, нравственным нормам и решает многие свои психологические проблемы. И если эта важная потребность вовремя удовлетворяется, то приходит время следующей – к 7 годам у ребенка появляется жажда знаний, готовность их получать, выраженный познавательный интерес А любознательность, интерес и желание познавать – это основная мотивация к обучению.
Таким образом, обращаясь к родителям младшего возраста, у которых еще есть время до школы, хочу напомнить: задача родителей – сформировать у ребенка внутреннее ощущение «Я В ПОРЯДКЕ», сформировать чувство защищенности, обеспечить нормальное возрастное развитие, исключить высмеивание, обесценивание чувств ребенка, сравнивание с другими детьми, запугивание неудачами и или плохими оценками в школе.
В случае повторяющейся ситуации неуспеха ребенка родителям следует обращаться за профессиональной помощью к специалистам:
- логопеду,
- психологу,
- нейропсихологу,
- психотерапевту.