К школе готовы? Советы психотерапевта Гульнары Кочегановой
Приближается 1 сентября, а вместе с ним – и новый учебный год. Как много волнений он с собой несет, в особенности для первоклассников и их родителей. Ведь с началом первого класса серьезно меняется жизнь ребенка: он приобретает новый социальный статус, становясь учеником. По словам авторитетного детского психолога Людмилы Петрановской, «разворачивается» от своей семьи лицом к большому миру. Наша неспокойная жизнь и требования современной школы заставляют некоторых напуганных родителей начинать готовить свое чадо к школе чуть ли не с 2-3 лет, посещая с ним развивающие центры, педагогов и репетиторов, дабы к 1 классу ребенок читал и считал.
Готовность к школе – это сложное комплексное понятие, включает физиологическую и психологическую готовность, хоть это больше условное разделение, ведь организм человека – это единая сложная цельная система, в которой все взаимосвязано. Так в соматически здоровом и крепком теле больше сил и выносливости для выполнения сложных задач.
Остановимся подробнее на психологической готовности ребенка к школе. А это готовность и умение:
подчиняться общим правилам,
действовать по заданному алгоритму,
выполнять поставленные задачи и признавать ошибки,
делать то, что необходимо, а не то, что хочется,
сидеть по 35-40 минут на месте, слушать и не перебивать,
быть самостоятельным,
контролировать свое поведение,
входить в отношения с наставником, признавая его авторитет,
быть толерантным,
уметь общаться в большом коллективе разных детей.
Как вам? И этот еще неполный перечень требований ложится на плечики 7-летнего ребенка! Кстати, считаю, что на момент поступления в школу ему должно исполниться 7 лет, именно по этим причинам. Все это называется эмоциональной, социальной, волевой, мотивационной и т. д. зрелостью. И мы имеем в виду, что ребенок интеллектуально здоров.
Что необходимо, чтобы ребенок «созрел» к школе? Одно из важнейших условий – позволить ребенку развиваться согласно возрастным и физиологическим потребностям. И это задача родителей – быть внимательным к сильным и слабым сторонам своего ребенка, зоне его интересов, дать ребенку «наиграться».
На это мне хочется обратить внимание родителей, так как многие недооценивают детскую игру – спонтанную, ролевую, ту, которую выбирает сам ребенок. А ведь игра – это и есть основная деятельность ребенка в возрасте от 3 до 7 лет. Именно в игре он учится общению, соблюдению правил, толерантности, уважению чужих границ, нравственным нормам и решает многие свои психологические проблемы. И если эта важная потребность вовремя удовлетворяется, то приходит время следующей – к 7 годам у ребенка появляется жажда знаний, готовность их получать, выраженный познавательный интерес А любознательность, интерес и желание познавать – это основная мотивация к обучению.
Таким образом, обращаясь к родителям младшего возраста, у которых еще есть время до школы, хочу напомнить: задача родителей – сформировать у ребенка внутреннее ощущение «Я В ПОРЯДКЕ», сформировать чувство защищенности, обеспечить нормальное возрастное развитие, исключить высмеивание, обесценивание чувств ребенка, сравнивание с другими детьми, запугивание неудачами и или плохими оценками в школе. В случае повторяющейся ситуации неуспеха ребенка родителям следует обращаться за профессиональной помощью к специалистам:
логопеду,
психологу,
нейропсихологу,
психотерапевту.
Ребенок, живущий в ситуации заботы, эмоциональной поддержки чувствует себя более сильным, а значит способным решать все возрастные задачи и преодолевать трудности.